Джанни Версаче. Вечность красоты

В 2017 году прошло 20 лет с момента печального события – загадочного и по сей день нераскрытого убийства легендарного итальянского кутюрье Джанни Версаче. После трагедии семья Версаче подхватила бразды творческого правления грандиозной империей моды. Донателла, сестра Джанни, ежегодно выпускает дизайнерские коллекции, тем самым не только поддерживая эстетические традиции искусства Версаче, но и доказывая всему миру простую истину: красота неистребима.

Немного истории.

Джанни Версаче появился на свет 2 декабря 1946 года на юге Италии, в старинном портовом городке Реджо-ди-Колабрия. В такие места стекаются паломники со всего мира, привнося в местные традиции частички и мотивы своих обычаев, культурных направлений, моды. Так в небольшом Реджо-ди-Колабрия смешались культуры Греции, Испании, Византии, Албании, Франции. Мама будущего кутюрье, Франческа Оландезе Версаче была портнихой, швеей и одаренной творческой личностью. Она придумывала костюмы, шила наряды, фантазировала и экспериментировала в своей собственной небольшой лавке одежды. Молва о чудесных платьях синьоры Франчески гремела по всему южному побережью. Юный Джанни был правой рукой матери. Ему нравилось приходить после школы в ее бутик и помогать обслуживать клиенток. Нравилось наблюдать, как мама подбирает ткани, делает выкройки и подгоняет, подшивает платье прямо на фигуре заказчицы. Он сидел рядом и пытался делать быстрые зарисовки, эскизы своих собственных нарядов.

Каждое утро он вставал вместе с мамой в 7:30 утра – она собиралась в свое ателье, а Джанни – в школу, но половину пути они проходили вместе. Кстати, дорога пролегала мимо борделя. Каждый раз, оказываясь у дверей сомнительного заведения, Франческа крепко сжимала руку сына и подталкивала его вперед, просила не смотреть в окна.

На всю жизнь у Джанни осталось то далекое ощущение из детства: озорной мальчишеский интерес к запретным девушкам, которых так хотелось разглядеть в окнах, и страх увидеть их, получив от матери затрещину. Джанни восхищался женщинами, любил и боготворил их. Они были недосягаемыми и прелестными созданиями, которым он мог служить, которых мог украшать, но не смел касаться. Не потому ли фирменным стилем будущего Версаче-кутюрье станет образ смелой сексуальной красавицы, не стесняющейся своих откровенных нарядов? Сам Джанни не раз признавался, что те невидимые куртизанки в окнах борделя оставили неизгладимый след в его памяти, став постоянным источником вдохновения в творчестве.

Однажды Франческа поручила сыну сделать выкройку праздничного платья для одной состоятельной дамы. Первым нарядом, который Джанни создал в мастерской матери, стало именно это заказное платье. Изящное, подбитое бархатом, оно очаровало всех! После окончания школы он поступил в университет на факультет архитектуры, но вскоре бросил учебу, приняв твердое решение посвятить себя службе в ателье матери. Он стал активным помощником: покупал и выбирал ткани, делал эскизы, брал заказы и выполнял их, подбирал фурнитуру и аксессуары для нарядов, придумывал новые модели, старался быть на волне модных течений. Вскоре о молодом Версаче заговорили. И к нему стали поступать интересные предложения о сотрудничестве.

Так к юноше обратился Энцо Никозиа, владелец модной марки Florentine Flowers, и позвал на работу к себе на предприятие. Всего за несколько дней молодой Джанни помог Энцо нарисовать эскизы к новой сезонной коллекции. Презентация прошла успешно, и Джанни получил от своего работодателя подарок – новенький автомобиль Volkswagen.

Признание.

О необычном молодом таланте заговорили в светском обществе. Критики прочили Джанни блестящее будущее и строили прогнозы: он вполне мог бы открыть свое дело, создавать линии одежды и, может быть, даже совершить небольшую революцию в мире моды. Профессионалы обратили внимание на то, что совсем неопытный дизайнер смело реконструирует женский силуэт, подчеркивая в нем агрессивную сексуальность, природную красоту и индивидуальность. Джанни переезжает в Милан – столицу моды, где его начинают активно приглашать поработать для таких популярных марок одежды, как Genny, Mario Valentino, Collaghan. Он выполняет заказы для Домов моды Complice и Instante, Byblos, магазина Santa Margherita. Все модели, которые он шьет для этих брендов, становятся самыми раскупаемыми и популярными среди клиентов.

В один прекрасный день у Джанни рождается конкретный план, как создать свою марку. В 1976 году в Милан приезжает его старший брат Санто. Экономист по образованию, он дает точные советы по открытию дела. Так возникает лейбл Gianni Versace S.p.A, символом которого становится голова Медузы Горгоны. Ее гипнотический взгляд Версаче считал символом славы и победы. В 1978 году кутюрье дебютирует под своим именем и со своей первой коллекцией во дворце и художественном музее Palazzo della Permanente.

Успех был оглушительный! В 1979 году Версаче открывает свой первый бутик в Милане в районе Via della Spiga. Отныне маркой управляет главный администратор – брат Санто, а PR-менеджером становится младшая сестра Джанни – Донателла. Все 80-ые годы кутюрье самозабвенно трудится над созданием нескольких линий в своем стиле, создает женские и мужские коллекции, выпускает именную парфюмерию. Его клиентами и близкими друзьями становятся Мадонна, Элтон Джон, Джордж Майкл, принцесса Диана, Стинг. Звездная клиентура сделала Версаче во всем мире.

Но одной модной территории Версаче оказывается недостаточно. Он осваивает новые направления: выпускает фирменные часы, коллекционную линию фарфоровой и стеклянной посуды, мебель и товары для дома. Он создает книгу «Не беспокоить», в которой признается, что «Дом» для него – особое понятие. Это укрытие, убежище, в котором можно полностью расслабиться и почувствовать себя свободным. Отсюда возникновение идей по созданию комфортной и уникальной обстановки, где можно почувствовать блаженную негу и ощутить полное довольство.

Анализируя его дизайнерское искусство, специалисты отмечали: Версаче умел изящно и гармонично сочетать в своем стиле пышные элементы барокко и меандры классицизма (меандра – тип орнамента – бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию), поп-арт и панк-культуру. Сочетал леопардовую расцветку с пышными акантами, использовал в своих тканях яркие контрастные цвета и блестящие поверхности. Его одежда была вызывающей, откровенной, сексуальной, на грани вульгарности, китча. Джанни признавался, что вечерние платья он создавал по впечатлениям детства – своих фантазий о куртизанках в борделе и обнаженных клиенток в ателье матери, на которых она моделировала одежду. Его эстетическим идеалом было женское нижнее белье. Он ввел в моду сочетание черной кожи и золотой фурнитуры, леггинсы и высокие каблуки. Считается также, что Версаче был первым, кто вывел на подиум мужчину в джинсах и мужчину без галстука. Версаче соединял несоединимое и постоянно экспериментировал: лазерная спайка швов, компьютерные узоры на одежде – два самых ярких примера. Он бесстрашно открывал плечи, спины и ноги своих моделей, показывая красоту женского тела. Крой его нарядов был смелым, порой чересчур. Своим творческим кредо Версаче избрал лозунг: «Шок и Шик», который можно было бы интерпретировать буквально. Модельная одежда от Джанни Версаче шокировала своей смелостью и полным отсутствием полумер, но при этом была роскошна и качественна по самым высшим меркам. С легкой руки Версаче в модной индустрии появилось понятие «топ-модель» – Джанни платил своим манекенщицам тройной гонорар за один вечер показа на подиуме.

Одежда Версаче вдохновляла творческих личностей. Великий хореограф Морис Бежар неоднократно приглашал его быть художником по костюмам для балетных постановок. Версаче создал наряды для музыкального спектакля Уильяма Форсайта, нарисовал костюмы для балета Штрауса «Легенда об Иосифе», оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале», для популярного американского сериала «Полиция Майами. Отдел нравов» (…актер Дон Джонсон буквально взорвал вкусы общества, когда появился на экране в образе, придуманном для него Версаче. Под белый классический костюм надевалась пляжная футболка, а на босые ноги – мокасины).

Среди наград кутюрье – Большая Золотая медаль города Парижа и титул Командора ордена «За заслуги перед Итальянской республикой». Состояние семьи Версаче достигает миллиардной суммы. Ежегодный доход составляет почти 560 миллионов долларов!

Шок.

Джанни нравилось быть состоятельным человеком. Нравилось позволять себе любую слабость, осуществлять любой каприз. У него не было финансовых преград – его любовь к тратам была постоянной темой ссор внутри семейной администрации. Ни Донателла, ни Санто не одобряли широких жестов брата и постоянно ему об этом говорили на повышенных тонах. И тем не менее… Версаче скупал недвижимость по всему миру: у него имелись квартиры в Нью-Йорке, Милане, Париже и Лондоне, особняки в Майами, на острове Комо, в Италии. Он приобретал произведения искусства, оригинальные полотна Пабло Пикассо, Марка Шагалла, Василия Кандинского.

Свои личные проблемы он никогда не озвучивал публично. Со временем стало известно, что Джанни победил рак внутреннего уха в 1996 году. Свою сексуальную ориентацию он также широко не афишировал, хотя все знали, что он предпочитал мужчин.

15 июля 1997 года Версаче был застрелен на пороге своего дома в Майами серийным убийцей. На момент гибели ему было всего 50 лет. Как написали тогда газеты мира, Джанни Версаче всегда точно следовал своему девизу. И даже роковой момент его судьбы точно укладывается в эту формулировку. Жизнь и искусство великого дизайнера были Шиком, а гибель стала Шоком.

Как оказалось, за несколько месяцев до своей гибели, весной 1997 года, Джанни Версаче обратился в частное сыскное агентство, которым руководил следователь Френк Монт. Дизайнер попросил сыщика помочь ему и провести серию принципиально важных расследований. Версаче подозревал, что в его бизнес проникла мафия и активно отмывает грязные деньги. Монт приступил к работе и вроде как нашел след. По словам следователя, Версаче боялся, что его похитят, понимал – его непримиримая позиция ведет на минное поле, но хотел положить конец криминализации своего бизнеса. Он признавался Френку, что собирается в конце лета выступить на пресс-конференции и публично раскрыть имена преступников, которые проворачивают аферы за его спиной.

По словам Монте, Версаче узнал, что мафиозные структуры не только отмывают деньги на его имени, но еще и организовали массовое производство подделок под бренд, получая на этом колоссальный доход.

«Джанни был смелым человеком, – говорил Френк, – но и очень наивным тоже. Хотел вставить палки в колеса машины, делавшей огромные деньги. Почему-то верил – пристыженные им преступники сдадут свои позиции без сопротивления». Френк был уверен, что с кутюрье расправилась мафия.

Версаче были устроены грандиозные похороны в Миланском соборе, на которых присутствовало более 2 000 человек со всего мира: Карл Лагерфельд, Джорджио Армани, принцесса Диана, Лучиано Паваротти, Мадонна… Стинг и Элтон Джон исполнили Псалом 22 (…из книги Псалтирь, в котором автор представляет Бога как защитника и кормильца). В том же году Элтон Джон выпустил диск The Big Pictures и посвятил его своему погибшего другу.

Жизнь продолжается.

После гибели брата Донателле досталось всего 20% акций компании, брату Санто – 30%. 50% акций и все свое состояние (700 000 долларов) Версаче завещал любимой племяннице, дочери Днателллы, Аллегре. У него не могло быть детей, поэтому всю свою невостребованную отцовскую любовь он перенес на Аллегру. Он проводил с девочкой много времени, играл, возил с собой по миру и называл «маленькой принцессой». Своему спутнику, стилисту и дизайнеру спортивной одежды, Антонио д’Амико Версаче завещал пожизненную пенсию в размере 29 000 долларов ежемесячно и право жить в любом из своих многочисленных домов на выбор. Детям брата Санто он не оставил ничего.

Получив бразды правления брендом, Донателла незамедлительно взялась за дело. Спустя несколько месяцев она уже выпустила коллекцию Версаче под своим именем. И хотя ее произведения были очень сдержанно встречены публикой, она не смутилась. Понимая, что Модный дом просто обязан существовать в прежнем ритме, Донателла дала себе слово не ослаблять творческую позицию и продолжать работать вопреки всем препятствиям и прохладно-снисходительному отношению к ней поклонников Джанни. Продажи стали резко падать. Но рук Донателла не опускала.

«О моих коллекциях отзываются плохо, – признавалась она. Но я не могу продолжать то, что делал Джанни. Чтобы оставаться на поверхности моды и жизни, надо придумывать что-то абсолютно новое, идти дальше».

Новые модели от Версаче Донателла сделала менее агрессивными, более женственными и «спокойными».

Основная же тема одежды и стиля, придуманная и заявленная Джанни, осталась прежней – эротическая роскошь.

Донателла решила перейти в другие области, переосмыслить все направления коммерческого развития семейного дела, вдохнуть в него новую жизнь. Она заключила контракт с легендарной автомобильной маркой Lamborghini. В 2006 году был выпущен Lamborghini Murcielago Lp640 Roadster Versace. В 2010-м на рынке появился смартфон Versace Unique. В 2011-м футбольный клуб Италии Internazionale Milano Football Club получил новую форму от бренда. В 2012 году была открыта линия ювелирных украшений, выполняемых только под заказ, Atelier Versace Haute Joaillerie. Донателла открыла несколько отелей: Palazzo Versace Residences Dubai и гостиницу Palazzo Versace Dubai в Эмиратах. Компания создала роскошный курорт Палаццо в Австралии, в Голд-Косте. Донателла активно помогала журналистам, писателям и режиссерам, которые выпускали книги и документальные фильмы, посвященные ее брату, сотрудничала с Морисом Бежаром, выпустившим спектакль в память Джанни.

Ее личный прорыв в модном направлении случился, когда Донателла придумала новое платье Versace Green Dress (Платье-джунгли из шифона), а Дженнифер Лопес появилась в нем на церемонии вручения премий «Грэмми». Донателла и по сей день считает это творение одним из лучших в истории своего модного дома. «Это платье с принтом в виде джунглей, в котором Дженнифер блистала в 2000 году на церемонии награждения «Грэмми», стало шедевром нашей марки – оно было почти невесомое, сделанное из нескольких кусочков ткани. Джен была чрезвычайно сексуальна, а ее появление в нем вызвало небывалый ажиотаж», – сказала Донателла. Тогда, в 2000 году это платье установило своеобразный рекорд – всего за один вечер его фото в сети скачали больше 640 000 раз.

Сейчас под руководством Донателлы трудятся 40 стилистов, 17 линий одежды находятся в разработке. Под ее контролем работают 300 бутиков и 3 000 торговых точек по всему миру. (Кстати, брат Санто также развивает свою линию – Finanziaria Versace).

Cвою новую коллекцию Осень–Зима 2018 Донателла посвятила брату, показав ее в миланском Triennale Museum под лозунгом «Джанни. Гений. Икона стиля. Мой брат», отметив таким образом 20-ю годовщину его гибели. Донателла захотела сделать коллекцию особенной. Она погрузилась в архивы 1991–95 гг, когда были созданы культовые линии My Friend Elton, Vogue, Warhol, Icons, Baroque, Animalia, Native Americans, Tresor de la Mer, Metal Mesh, Butterflies.

Из всех собранных мотивов Донателла создала свои вариации блузок, жакетов, леггинсов, тренчей, мини-шортов и макси-юбок. Преобладающими цветами коллекции стали: Marina – синее море, Navy Peony – морской пион, Shaded Spruce – затененная ель, Tawny Port – золотистый портвейн. Также Донателла отдала честь любимым аксессуарам Джанни, оставив в своей коллекции обувь на высокой платформе, принты с абстрактными геометрическими рисунками, удлиненные и укороченные брюки, высокие сапоги со шнуровкой. Отдельные фирменные моменты были переосмыслены и представлены по-новому: куртки с квадратными плечами, джинсы с высокой талией.

Донателла подчеркивает: своими моделями она хочет почтить память брата, но при этом без сожаления, без ноток грусти, и отметить 20-летие его ухода словами: «Это день памяти Джанни, и в этот день надо вспомнить, как он работал, творил, созидал и жил, а не то, как он умер». Не по этой ли причине желтый и голубой, два жизнеутверждающих цвета, так любимые Джанни Версаче, присутствуют в коллекции зимнего сезона 2018 от Донателлы.

Наверное, это и есть самое главное воспоминание о Джанни Версаче – цвет безоблачного неба и цвет яркого теплого летнего солнца, настроение неувядающей и вечной красоты, которая неистребима в нашем жестоком мире?

#мода