ЧАСТНЫЕ ДЖЕТЫ И ЗАКОН

Проблемы со своевременным заказом авиабилетов, задержки в аэропортах, стыковки – все это порой создает угрозу для ведения бизнеса, имиджа и репутации, а возможно, и личной безопасности. Этого можно избежать, если в любое время дня и ночи в ближайшем аэропорту вас ждет собственный самолет, готовый вылететь в любую точку мира.

Правовой эксперт журнала BONJOUR, главный специалист юридической компании «Кодекс чести» Елена Кузьмина раскрыла некоторые аспекты регистрации частных самолетов.

В современной России все больше и больше развивается малая авиация, и воздушное судно служит не только для воплощения мечты о пилотировании, но и для осуществления полетов с целью быстрого передвижения для ведения бизнеса и комфортного отдыха. Еще одно преимущество перелетов на частном самолете – конфиденциальность. Многие бизнесмены иногда эту привилегию передвижения ставят в один ряд со скоростью. Дополнительный плюс в пользу приобретения частного самолета – безопасность.

Представим, что вы уже определились с бортом, который хотите приобрести, вас устраивает марка, параметры и стоимость. Следующим важнейшим шагом для вас станет выбор места регистрации воздушного судна, связанного с его будущей эксплуатацией.

Регистрация является особым процессом по внесению самолетов в авиационный реестр определенной страны, а также присвоения судну бортового идентификационного номера, получение в официальном ведомстве прав на пользование самолетом. Подобная процедура обычно состоит из непосредственно регистрации и выплаты различных таможенных пошлин и налогов на ввоз самолета.

Необходимо учесть ряд факторов: место осуществления деятельности, оценка предполагаемых маршрутов, назначение использования воздушного судна: частное, коммерческое, корпоративное; предполагаемое количество часов налета, схема владения, финансирование приобретения самолета, уровень конфиденциальности и защиты активов, вопросы регистрации права собственности, залога и лизинга (банк учитывает возможность изъятия воздушного судна по местным законам), вопросы налогообложения, таможенные процедуры, престижность того или иного места регистрации, вопросы технической сертификации воздушного судна (например EASA/FAA) и многие другие аспекты.

Если вы приобретаете новый самолет, то производители до передачи воздушного судна обязательно поинтересуются у вас предполагаемой страной регистрации, таким образом, будет выдан соответствующий сертификат летной годности.

В случае приобретения вами подержанного самолета необходимо уточнить, не потребуются ли дополнительные технические доработки в соответствии с сервисными бюллетенями, что может привести к затратам на приведение воздушного судна в соответствие техническим требованиям. В России правила, касающиеся организаций технического обслуживания и ремонта авиационной техники (ФАП-145), утверждены приказом Федеральной авиационной службы РФ от 19.02.1999 г. № 41. В США аналогичные правила обозначаются аббревиатурой FAR 145 (приняты Федеральной администрацией по авиации), в Европе – EASA Part 145 (разработаны Европейским агентством по безопасности авиации).

На сегодняшний день абсолютное большинство бортов деловой авиации (до 95%), прямо или косвенно принадлежащих российским юридическим и физическим лицам, зарегистрированы за пределами России.

Частные воздушные судна регистрируют на Багамах, Каймановых островах, Бермудах, в Великобритании, Ирландии, на острове Мэн, в Австрии, Финляндии, Швейцарии, Германии, Мальте, Португалии, также многие предпочитают регистрировать воздушное судно в США.

Интерес к таким местам регистрации воздушного судна, как Каймановы острова, Бермуды и Аруба, повысился благодаря заключению ряда соглашений с другими государствами о применении статьи 83-bis Чикагской конвенции, на основе которой осуществляется передача определенных обязанностей по поддержанию летной годности государству, в котором судно будет базироваться и эксплуатироваться. Данные соглашения позволяют в упрощенном порядке эксплуатировать воздушные суда за пределами страны его регистрации.

Понятно, что вопрос зарубежной «приписки» воздушного судна – это вопрос оптимизации расходов, в основном за счет использования налоговых вычетов. Однако рекомендуем тщательнейшим образом изучить все нюансы местного законодательства и налогообложения во избежание неприятных сюрпризов. Например, в Германии, Австрии и Швейцарии установлен налог на использование горючего для заправки частных самолетов. Собственник, зарегистрировавший свой самолет как частное воздушное судно, может быть освобожден от указанного налога в случае, если борт используется в ходе «экономической деятельности предприятия».

В зависимости от предполагаемой географии полетов Швейцария предоставляет возможность зарегистрировать частный самолет, не ввозя его на территорию Швейцарии, что значительно удешевляет процесс регистрации. Но надо учитывать, что в этом случае полеты за пределами Швейцарии, конечно, могут осуществляться без ограничений, а вот на полеты внутри воздушного пространства Швейцарии могут быть наложены определенные ограничения.

В Европе закон освобождает от уплаты НДС, если самолеты «используются авиакомпаниями с целью осуществления перевозок за вознаграждение главным образом на международных маршрутах». Однако, несмотря на это, нулевая ставка НДС, практиковавшаяся в Дании, была отменена из-за давления со стороны Европейской комиссии. Тенденция к отмене нулевой ставки наблюдаются и в Великобритании.

Отдельно хотелось бы рассмотреть вопрос, почему регистрация воздушного судна в США привлекает многих собственников самолетов. Дело в том, что США – крупнейший рынок купли-продажи частных самолетов, что предполагает возможность максимально просто, быстро и выгодно перепродать воздушное судно, если это необходимо. Также стоит учитывать кратчайшие сроки заключения сделки и регистрации и высокий уровень защиты персональных данных.